Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Информационная кампания по противодействию жестокого обращения с детьми в Республике Коми в 2016 году

Памятка родителям Профилактика жестокого обращения с детьми в семье

Дети.jpg

    “Жестокое обращение с детьми - действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка”.

     Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.

Конвенция о правах ребенка

     Статьей 19 Конвенции установлена необходимость защиты прав ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации.

Ответственность за жестокое обращение с детьми

     Российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

Административная ответственность. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних - в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ст. 5.35 КоАП РФ).

Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей - за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

Уважаемые папы и мамы!

    В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приоб­ретает не только положительный, но и отрицательный опыт.

    Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.

Запомните эти простые правила в нашей непростой жизни...

1.     Обсудите с подростком вопрос о помощи различных служб в си­туации, сопряженной с риском для жизни.

2.     Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.

3.     Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера теле­фонов людей, которым вы доверяете.

4.     Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.

5.     Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализи­руйте вместе с ним.

6.     Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества лю­дей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.

7.     Не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он ока­зался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.

8.     Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физи­чески, запишите его в секцию и интересуйтесь его успехами.

9.     Если кто-либо из числа ваших знакомых и друзей вызывает у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.

10. Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребенка по различ­ным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.

11. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.

12. Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков, Сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: что будет, если?..

13. Если ваш ребенок подвергся сексуальному насилию, не ведите себя так, как будто он совершил нечто ужасное, после чего его жизнь невозможна

14. Не обсуждайте при ребенке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми.

15. Не формируйте у своего ребенка комплекс вины за случившееся.

16. Не позволяйте другим людям выражать вашему ребенку сочувст­вие и жалость. Это формирует принятие им установки, что он не такой, как все.

17. Дайте возможность своему ребенку проговорить с вами самую трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему осво­бодиться от груза вины и ответственности.

Эмоциональное насилие

- длительная неадекватная реакция взрослых в ответ на экспрессивное поведение ребёнка.

Психологическое насилие

- длительное неадекватное поведение взрослых, подавляющее личность ребёнка, его творческий и интеллектуальный потенциал.

Примеры эмоционального и психологического насилия:

запугивание ребенка -

  • ему внушают страх с помощью действий, жестов, взглядов,
  • используют для запугивания свой рост, возраст,
  • на него кричат,
  • угрожают насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным и так далее).

использование силы общественных институтов -

  • религиозной организации, суда, милиции, школы, спецшколы для детей, приюта, родственников, психиатрической больницы и так далее.

использование изоляции -

  • контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой

Над ребенком также совершают эмоциональное насилие, если:

  • унижают его достоинство,
  • используют обидные прозвища,
  • используют его в качестве доверенного лица,
  • при общении с ребенком проявляют непоследовательность,
  • ребенка стыдят,
  • используют ребенка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому)

Над ребенком совершено экономическое насилие, если:

  • не удовлетворяются его основные потребности, контролируется поведение с помощью денег.
  • взрослыми растрачиваются семейные деньги.
  • ребенок используется как средство экономического торга при разводе.

К ребенку относятся жестоко, если используют угрозы:

  • угрозы бросить его (а в детском доме - исключить и перевести в другое учреждение),
  • угрозы самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам.
  • используют свои привилегии: обращаются с ребенком как со слугой, с подчиненным,
  • отказываются сообщать ребенку о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе: о посещениях его родителями, опекунами, ребенка перебивают во время разговоров

       Формы эмоционального, психологического и экономического насилия часто возводятся в ранг "системы воспитания", и бывает очень трудно скорректировать такую позицию людей, долг которых - забота, защита, опека, руководство, помощь и товарищество (это то, что должно вкладываться в понятие "воспитание").

О физическом наказании

  • Шлепая ребенка, Вы учите его бояться Вас.
  • Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им дурной пример.
  • Телесные наказания требуют от родителей меньше ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
  • Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка.
  • Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.
  • У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства: любовь и ненависть,- как сразу возникает конфликт.
  • Если Вы шлепаете ребенка под горячую руку, это означает, что Вы хуже владеете собой, нежели требуете от ребенка.
  • Частые наказания побуждают ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами.

Чем заменить наказание?

  • Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
  • Объяснением. Объясняйте ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.
  • Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока проступок повторится.
  • Наградами. Они более эффективны, чем наказание.

 

Вопросы жестокого обращения с детьми в настоящее время становятся глобальной проблемой. Можно с достаточной степенью уверенности предположить, что ухудшение психического здоровья под воздействием переживаемых трудностей - социальной нестабильности общества, неуверенности в завтрашнем дне, влиянием стрессогенных ситуаций в условиях кризисных явлений в государстве, ослаблением института семьи и других факторов не может не отразиться на прежде всего психическом здоровье подрастающего поколения, зачастую оказывающегося один на один с фактами жестокости и насилия над ним со стороны взрослых.

        Научными исследованиями, практикой показано, что любая форма насилия, как правило, наносит ощутимый вред здоровью ребенка, нередко являясь причиной смерти детей, провоцируя их на самоубийство или попытку суицида.

       Отрицательно сказывается на здоровье детей и подростков воздействие личностных факторов риска, которые, ослабляя организм, значительно усиливая вероятность возникновения патологии и переход ее в хроническую стадию, в то же время предъявляют в последние годы повышенные требования к учреждениям первичной медико-санитарной помощи и, в первую очередь, детским поликлиникам. Речь идет о "рисковых" или, как их все чаще называют в литературе, "саморазрушающих" формах поведения современных молодых людей, один только перечень которых весьма внушителен:

- смена идеалов, падение нравственности, морали;

- ориентация, начиная с детского возраста, на иждивенчество, потребительство, корысть, наживу, паразитизм;

- употребление алкоголя;

- табакокурение;

- наркомания;

- токсикомания;

- ранняя сексуальная активность (и ее последствия);

- жестокое обращение с детьми, жестокость детей;

- синдром одиночества, ощущение ненужности, суициды;

- безнадзорность, бродяжничество, жизнь в притонах ("дети улиц");

- правонарушения несовершеннолетних и другие.

Естественно, что все они взаимосвязаны, не говоря уже о таком пока малоизученном явлении, как их имеющая место сочетанность у одного и того же индивида.

В 90-е годы в Российской Федерации стала формироваться государственная социальная политика в отношении детей. Мощным толчком интенсификации этого процесса стала ратификация в 1990 году Конвенции ООН о правах ребенка как главного международного документа по защите интересов детства.

В нашей стране основные положения Конвенции получили подтверждение в Национальном плане действий в интересах детей, утвержденном в 1995 г.

        Главным актом признания государством своих обязательств перед детьми стало принятие Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (1998), устанавливающего основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Документом ребенок определен как лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия).

Законом впервые введено понятие "дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации". К ним отнесены и такие дети, как жертвы насилия; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Всемирной Медицинской Ассамблеей в 1984 г. принято и дополнено в 1992 г. Заявление о пренебрежении родительским долгом и о жестоком обращении с детьми. Если понятие жестокого обращения с детьми подразумевает физическую, сексуальную или эмоциональную жестокость, то пренебрежение родительским долгом - неспособность родителей или других людей, несущих по закону ответственность за ребенка, обеспечить удовлетворение его нужд и адекватный уход за ним.

В условиях социально-экономического кризиса, роста социальной напряженности в обществе, усугубления стрессовых и иных ситуаций проблема профилактики и борьбы с жестоким обращением с ребенком выходит на первый план в качестве одного из приоритетных направлений деятельности учреждений первичной медико-санитарной помощи, межведомственных профилактических программ для детско-подросткового контингента.

 

ПАМЯТКА

«КАК РАСПОЗНАТЬ ФАКТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ!»

 

      В последнее время участились случаи нарушения законных прав и интересов ребенка, основными из которых, к сожалению, являются жестокое обращение с детьми и уклонение родителей от воспитания собственных детей. Данная памятка позволит вам шире взглянуть на существующую проблему и своевременно выявить ребенка, права и интересы которого нарушены, а также содействовать профилактике социального сиротства.

Основные понятия:

   дети, права и законные интересы которых нарушены - дети, оставшиеся без попечения родителей, проживающие в обстановке, представляющей действиями или бездействиями законных представителей угрозу их жизни или здоровью, либо препятствующей их нормальному воспитанию и развитию, а также дети из семей, где родители (законные представители) не исполняют обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию своих детей, отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними;

     жестокое обращение - жестокое или плохое обращение с ребенком включает все формы физического и/или эмоционального плохого обращения, сексуальное насилие, отсутствие заботы, пренебрежение, способные привести (или приводят) к фактическому ущербу для здоровья ребенка, его выживания, развития или достоинства в контексте отношений ответственности, доверия или власти.

Основные виды жестокого обращения:

   ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ - это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которое вызывает серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.

Как распознать факт физического насилия?

Нужно обращать внимание на:

·        синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;

·        ожоги горячими жидкостями кистей ног и рук в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду);

·        повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;

·        выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;

·        участки облысения, кровоподтеки на голове.

 

На неслучайный характер травм могут указывать:

·        множественность повреждений, различная степень давности (свежие и заживающие), специфический характер (отпечатки пальцев, предметов);

·        несоответствие характера повреждений и объяснений, которые дают взрослые;

·        наличие других признаков жестокого обращения (отставание в развитии, санитарно-гигиеническая запущенность);

·        появление травм после выходных или праздничных дней.

Особенности поведения ребенка:

     Младший школьный возраст - стремление скрыть причину повреждений и травм, боязнь идти домой после школы, одиночество, отсутствие друзей, плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться, агрессивность.

   Подростковый возраст - побеги из дома, употребление алкоголя, наркотиков, попытки суицида, криминальное и антиобщественное поведение.

 

   ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ОСНОВНЫМ НУЖДАМ РЕБЕНКА (МОРАЛЬНАЯ ЖЕСТОКОСТЬ) - это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, а также недобросовестное выполнение обязанностей по его воспитанию, в результате чего здоровье и развитие ребенка нарушаются.

На факты моральной жестокости могут указывать!

·        утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;

·        одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;

·        нечистоплотность, несвежий запах.

Особенности поведения ребенка:

·        постоянный голод и жажда: может красть пищу и т. п.

·        неумение играть;

·        постоянный поиск внимания и участия;

·        частые пропуски школьных занятий;

     крайняя форма поведения может проявляться как - инфантильность или принятие роли взрослого, поведение в «псевдовзрослой» манере, агрессивность или замкнутость, апатичность, гиперактивность или подавленность, неразборчивое дружелюбие, нежелание и неумение общаться, склонность к поджогам, жестокость к животным, раскачивание, сосание пальцев и пр.

 

         ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ (ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ) НАСИЛИЕ - однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей или других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.

Распознать факт эмоционального (психологического) насилия над ребенком

·        можно по особенностям, присущим таким детям!

·        задержка психического развития,

·        невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость,

·        низкая самооценка,

·        эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против себя), подавленное состояние,

·        депрессия, попытки суицида,

·        избыточная потребность во внимании,

·        неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность),

·        ложь, воровство, девиантное (или «отклоняющееся», асоциальное) поведение.

 

     СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ - вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со стороны взрослых с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды.

Распознать факт сексуального насилия можно

по особенностям психического состояния и поведения ребенка!

Таким как:

·        регрессивное поведение (поступки, характерные для более младшего возраста),

·        несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, а также сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками,

·        депрессия,

·        низкая самооценка,

·        агрессивное, антисоциальное поведение,

·        сексуализированное поведение,

·        употребление алкоголя и наркотиков,

·        уходы из дома,

·        насилие (в том числе сексуальное) по отношению к более слабым.

 

Если ребенок своим поведением, внешним видом или состоянием вызывает у вас мысль, что он может подвергаться жестокому обращению со стороны взрослых.

Незамедлительно сообщайте о данном факте!

Не оставайтесь безынициативными!

Не забывайте, что речь идет о детях!


Возврат к списку